Развитие малыша до года: на что обращать внимание?
В последние годы значительно возросло количество детей с перинатальными поражениями нервной системы. По некоторым данным число их достигает 50 и более процентов! Число малышей, страдающих в процессе родовой деятельности, не поддается четкой статистике.
Перинатальные гипоксические поражения центральной нервной системы обуславливают высокий процент неврологических расстройств — от легких функциональных нарушений до выраженных, инвалидизирующих детей состояний: ДЦП, эпилепсия, олигофрения и др.
Следует отметить, что нервная система ребенка очень пластична и многие нарушения могут быть скомпенсированы. Их своевременная коррекция помогает избежать тяжелых последствий, а в большинстве случаев добиться полной компенсации состояния. Именно с этой целью дети первого года жизни осматриваются врачом-неврологом 3-4 раза и более.
Необходимо обязательное обращение к неврологу с ребенком, если у мамы было тяжелое течение беременности и родов, преждевременные роды, рождение ребенка с задержкой внутриутробного развития (малый вес), дети с изменениями на нейросонографии.
По результатам осмотра врач-невролог даст объяснение имеющимся отклонениям, механизмам их возникновения и обсудит с мамой возможности лечения. Обычно лечение носит поэтапный характер: лекарства, физиотерапия, массаж и лечебная физкультура. Весь процесс может потребовать несколько месяцев лечения и реабилитации, что требует от мамы терпения, усердия и трудолюбия. Но результатом станет излечение или достижение хорошей компенсации заболевания.
Ребенок первого года жизни не только быстро растет, но и быстро развивается. Следить за развитием крохи — огромное удовольствие! Каждый день вы будете замечать что-то новое. Поэтому важно знать, в какой степени это развитие соответствует или не соответствует данному возрастному периоду. А для этого необходимо иметь представление об основных возрастных нормах психомоторного развития ребенка первого года жизни. Иногда небольшие отклонения от нормы допустимы, особенно если ребенок родился раньше срока или болел чем-либо. Важно, чтобы это отставание не увеличивалось. Еще больше должно насторожить маму, если малыш начинает терять приобретенные навыки, так как это может говорить о том или ином дегенеративном заболевании нервной системы. Ваши наблюдения и рассказ о них врачу-неврологу и педиатру, своевременное посещение специалистов помогут предотвратить заболевания нервной системы у ребенка или вовремя приступить к их лечению, чтобы избежать тяжелых последствий. Н
Хочу обратить внимание мам на более внимательное отношение к прививкам у детей с неврологическими заболеваниями. Необходимо помнить, что вопрос о вакцинации решает врач-педиатр на основании осмотра ребенка, лабораторного обследования и заключения узких специалистов. Выгодным является сочетание двух специальностей у одного доктора: педиатрия и неврология. Это позволяет оценить неврологический статус и выбрать наиболее оптимальную для малыша схему вакцинации.
Ребенку с неврологическими отклонениями лучше прививаться по индивидуальному календарю. При таком подходе все прививки проводятся в соответствии с состоянием здоровья ребенка. Требуется обсудить с врачом подготовку к вакцинации с учетом индивидуальных особенностей малыша.
Не все неврологические заболевания являются поводом для того, чтобы отказаться от прививок или изменить график вакцинации. Заболевания легкой формы и состояния в стадии компенсации позволяют прививаться в стандартные сроки. Важно обратиться к грамотному специалисту, который сможет определить — что будет лучше именно Вашему малышу.
Когда определен график вакцинации, остается лишь вместе с доктором выбрать наиболее безопасную вакцину. Сейчас в нашем распоряжении имеются безопасные вакцины, позволяющие вовремя привить ребенка и защитить его от опасных инфекций. Если у ребенка выявлена неврологическая патология, то стоит заменить вакцину АКДС на облегченный импортный аналог. Известно, что порой цельноклеточный коклюшный компонент АКДС может вызвать серьезные поствакцинальные реакции и спровоцировать обострение неврологического заболевания. Вакцинация детей импортными аналогами безопасна, так как входящий в их состав коклюшный компонент облегчен. Помочь выбрать оптимальный аналог этой вакцины сможет педиатр, ориентируясь на рекомендации невролога, а лучше — педиатр-невролог.
Благодаря отказу мам от вакцинации сейчас сложилась сложная эпидемическая обстановка: отмечаются вспышки коклюша, кори, полиомиелита. Именно поэтому, даже если у малыша есть какие-то неврологические отклонения, лучше не откладывать вакцинацию. Ребенку с заболеванием нервной системы значительнее опаснее заболеть этими инфекциями, нежели столкнуться с поствакцинальными реакциями. Своевременная консультация грамотного специалиста и своевременная вакцинация позволят оградить Вашего ребенка и от опасных инфекций, и от осложнений вакцинации.
В ряде клиник есть возможность в комфортных условиях пройти полный комплекс обследования за минимальное время. После консультации невролога при необходимости можно пройти нейросонографию на оборудовании высокого класса и осмотр глазного дна окулистом. С результатами обследований можно сразу же получить рекомендации врача-невролога.
Важно вовремя обратить внимание на отклонения в развитии малыша и принять необходимые меры. Нервная система имеет особенность в своем восстановлении — при позднем обращении ее восстановление может быть неполным. Обратитесь к врачу как можно раньше — и Вы сможете предотвратить развитие заболеваний нервной системы ребенка и вырастить своего кроху здоровым и счастливым!
Ребенку до года с неврологической симптоматикой часто назначается дополнительное обследование: нейросонография и осмотр глазного дна окулистом.
Нейросонография — это безопасное ультразвуковое исследование, которое проводится через большой родничок и позволяет увидеть головной мозг ребенка и оценить степень и характер повреждения: аномалии развития головного мозга, кровоизлияния в мозг, нарушение кровообращения, наличие повышенного внутричерепного давления.
Осмотр глазного дна позволяет оценить состояние мозгового кровообращения, состояние зрительного нерва, наличие внутричерепного давления. Образно говоря, глазное дно — это «зеркало состояния головного мозга».
Итак, Вашему малышу нет еще и года? Вы любите его и заботитесь о нем, занимаетесь с ним и, конечно, внимательно за ним наблюдаете? На что же нужно обратить внимание и что должно вас насторожить и заставить НЕМЕДЛЕННО обратиться к детскому неврологу:
Основные периоды психомоторного развития ребенка по месяцам до 1 года
Возраст, месяцы | Движения | Мыслительная, эмоционально-речевая сфера |
1 | Лежа на животе поднимает подбородок. | Фокусирует взгляд на лице мамы, папы, недолго следит за яркими предметами, прислушивается, улыбается, реагирует на звук |
2 | Лежа на животе поднимает голову, хорошо держит ее в вертикальном положении. | Реагирует на знакомый звук погремушки, мелодии, прислушивается, начинает гулить, например, «Агу». |
3 | Лежа на животе поднимается на предплечья, держит голову, поворачивается на бок. | Открывает руки, тянется к игрушкам, изучает лица близких, певуче гулит, «комплекс оживления» на образ и голос, испуг, хныканье. |
4 | Переворачивается со спины на живот, хватает и удерживает игрушку всей кистью. | Узнает близких, «комплекс оживления» на маму, громко смеется. |
5 | Полный объем движений головой, повороты со спины на живот ощупывание и хватание, удержание предмета в каждой руке, поднимает соску ко рту. | Лепечет, выражает разные эмоции: смех, испуг, тянется к общению со взрослыми. |
6 | Переворачивается с живота на спину, перекладывает игрушки из рук в руки, пытается сидеть, вставать на четвереньки. | Издает многосложные звуки, разнообразные эмоции, подкрепленные мимикой, предпочитает мать, высказывает не удовольствие. |
7 | Сидит самостоятельно, пытается ползать по-пластунски. | Изучает пространство кидая, игрушки: далеко-близко, высоко-низко, говорит слоги, понимает вопрос «где?», «дай», пытается пить из чашки. |
8 | Сидит, встает и ходит у опоры, начинает ползать на четвереньках, хлопает в ладоши. | Узнает свое имя, начало становления навыков опрятности, адекватная реакция на настроение взрослых. |
9 | Активно ползает, встает и ходит у опоры, сам держит печенье, бутылочку, четкий пинцетный захват. | Знает имена окружающих, подражает звукам, спокойно относится к высаживанию на горшок. |
10 | Начало пристопочной ходьбы, стоит, пытается ходить. | Эмоционально-речевой контакт со взрослыми, сосредоточение во время еды, самостоятельно играет, действия по просьбе. |
11 | Стоит, пытается самостоятельно ходить, щипцовый захват предметов. | Узнает игрушки по рисунку, понимает словесные инструкции, пьет из чашки , просьба еды при голоде, говорит отдельные слова. Адекватные ситуационные эмоции. |
12 | Самостоятельно ходит, приседает, выполняет просьбы (дай, принеси). | Узнает изображения в книгах. Запас 6-8 слов. Привыкает к определенным людям, понимает обращенную речь. |
Помните, что посещать поликлинику с малышами обязательно нужно в «день здорового ребенка». В этот день на прием записывают только здоровых малышей, чтобы они в коридоре не «поймали» инфекцию.
Ребенок перед вакцинацией должен быть обследован — пройти полноценную консультацию невролога, сдать общий анализ крови и мочи.
Ребенку с неврологическими отклонениями лучше прививаться по индивидуальному календарю.
Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях