+7 843 207 04 40

Меню

Информация

Развитие малыша до года: на что обращать внимание?
В последние годы значительно возросло количество детей с перинатальными поражениями нервной системы. По некоторым данным число их достигает 50 и более процентов! Число малышей, страдающих в процессе родовой деятельности, не поддается четкой статистике.

Перинатальные гипоксические поражения центральной нервной системы обуславливают высокий процент неврологических расстройств — от легких функциональных нарушений до выраженных, инвалидизирующих детей состояний: ДЦП, эпилепсия, олигофрения и др.
Следует отметить, что нервная система ребенка очень пластична и многие нарушения могут быть скомпенсированы. Их своевременная коррекция помогает избежать тяжелых последствий, а в большинстве случаев добиться полной компенсации состояния. Именно с этой целью дети первого года жизни осматриваются врачом-неврологом 3-4 раза и более.

Сразу после рождения

Необходимо обязательное обращение к неврологу с ребенком, если у мамы было тяжелое течение беременности и родов, преждевременные роды, рождение ребенка с задержкой внутриутробного развития (малый вес), дети с изменениями на нейросонографии.
По результатам осмотра врач-невролог даст объяснение имеющимся отклонениям, механизмам их возникновения и обсудит с мамой возможности лечения. Обычно лечение носит поэтапный характер: лекарства, физиотерапия, массаж и лечебная физкультура. Весь процесс может потребовать несколько месяцев лечения и реабилитации, что требует от мамы терпения, усердия и трудолюбия. Но результатом станет излечение или достижение хорошей компенсации заболевания.

Когда кроха растет

Ребенок первого года жизни не только быстро растет, но и быстро развивается. Следить за развитием крохи — огромное удовольствие! Каждый день вы будете замечать что-то новое. Поэтому важно знать, в какой степени это развитие соответствует или не соответствует данному возрастному периоду. А для этого необходимо иметь представление об основных возрастных нормах психомоторного развития ребенка первого года жизни. Иногда небольшие отклонения от нормы допустимы, особенно если ребенок родился раньше срока или болел чем-либо. Важно, чтобы это отставание не увеличивалось. Еще больше должно насторожить маму, если малыш начинает терять приобретенные навыки, так как это может говорить о том или ином дегенеративном заболевании нервной системы. Ваши наблюдения и рассказ о них врачу-неврологу и педиатру, своевременное посещение специалистов помогут предотвратить заболевания нервной системы у ребенка или вовремя приступить к их лечению, чтобы избежать тяжелых последствий. Н

Невролог и вакцинация

Хочу обратить внимание мам на более внимательное отношение к прививкам у детей с неврологическими заболеваниями. Необходимо помнить, что вопрос о вакцинации решает врач-педиатр на основании осмотра ребенка, лабораторного обследования и заключения узких специалистов. Выгодным является сочетание двух специальностей у одного доктора: педиатрия и неврология. Это позволяет оценить неврологический статус и выбрать наиболее оптимальную для малыша схему вакцинации.
Ребенку с неврологическими отклонениями лучше прививаться по индивидуальному календарю. При таком подходе все прививки проводятся в соответствии с состоянием здоровья ребенка. Требуется обсудить с врачом подготовку к вакцинации с учетом индивидуальных особенностей малыша.
Не все неврологические заболевания являются поводом для того, чтобы отказаться от прививок или изменить график вакцинации. Заболевания легкой формы и состояния в стадии компенсации позволяют прививаться в стандартные сроки. Важно обратиться к грамотному специалисту, который сможет определить — что будет лучше именно Вашему малышу.
Когда определен график вакцинации, остается лишь вместе с доктором выбрать наиболее безопасную вакцину. Сейчас в нашем распоряжении имеются безопасные вакцины, позволяющие вовремя привить ребенка и защитить его от опасных инфекций. Если у ребенка выявлена неврологическая патология, то стоит заменить вакцину АКДС на облегченный импортный аналог. Известно, что порой цельноклеточный коклюшный компонент АКДС может вызвать серьезные поствакцинальные реакции и спровоцировать обострение неврологического заболевания. Вакцинация детей импортными аналогами безопасна, так как входящий в их состав коклюшный компонент облегчен. Помочь выбрать оптимальный аналог этой вакцины сможет педиатр, ориентируясь на рекомендации невролога, а лучше — педиатр-невролог.
Благодаря отказу мам от вакцинации сейчас сложилась сложная эпидемическая обстановка: отмечаются вспышки коклюша, кори, полиомиелита. Именно поэтому, даже если у малыша есть какие-то неврологические отклонения, лучше не откладывать вакцинацию. Ребенку с заболеванием нервной системы значительнее опаснее заболеть этими инфекциями, нежели столкнуться с поствакцинальными реакциями. Своевременная консультация грамотного специалиста и своевременная вакцинация позволят оградить Вашего ребенка и от опасных инфекций, и от осложнений вакцинации.

Что делать?

В ряде клиник есть возможность в комфортных условиях пройти полный комплекс обследования за минимальное время. После консультации невролога при необходимости можно пройти нейросонографию на оборудовании высокого класса и осмотр глазного дна окулистом. С результатами обследований можно сразу же получить рекомендации врача-невролога.
Важно вовремя обратить внимание на отклонения в развитии малыша и принять необходимые меры. Нервная система имеет особенность в своем восстановлении — при позднем обращении ее восстановление может быть неполным. Обратитесь к врачу как можно раньше — и Вы сможете предотвратить развитие заболеваний нервной системы ребенка и вырастить своего кроху здоровым и счастливым!

План обследования

Ребенку до года с неврологической симптоматикой часто назначается дополнительное обследование: нейросонография и осмотр глазного дна окулистом.
Нейросонография — это безопасное ультразвуковое исследование, которое проводится через большой родничок и позволяет увидеть головной мозг ребенка и оценить степень и характер повреждения: аномалии развития головного мозга, кровоизлияния в мозг, нарушение кровообращения, наличие повышенного внутричерепного давления.
Осмотр глазного дна позволяет оценить состояние мозгового кровообращения, состояние зрительного нерва, наличие внутричерепного давления. Образно говоря, глазное дно — это «зеркало состояния головного мозга».

Тревожные симптомы

Итак, Вашему малышу нет еще и года? Вы любите его и заботитесь о нем, занимаетесь с ним и, конечно, внимательно за ним наблюдаете? На что же нужно обратить внимание и что должно вас насторожить и заставить НЕМЕДЛЕННО обратиться к детскому неврологу:

Основные периоды психомоторного развития ребенка по месяцам до 1 года

Возраст, месяцы Движения Мыслительная, эмоционально-речевая сфера
1 Лежа на животе поднимает подбородок. Фокусирует взгляд на лице мамы, папы, недолго следит за яркими предметами, прислушивается, улыбается, реагирует на звук
2 Лежа на животе поднимает голову, хорошо держит ее в вертикальном положении. Реагирует на знакомый звук погремушки, мелодии, прислушивается, начинает гулить, например, «Агу».
3 Лежа на животе поднимается на предплечья, держит голову, поворачивается на бок. Открывает руки, тянется к игрушкам, изучает лица близких, певуче гулит, «комплекс оживления» на образ и голос, испуг, хныканье.
4 Переворачивается со спины на живот, хватает и удерживает игрушку всей кистью. Узнает близких, «комплекс оживления» на маму, громко смеется.
5 Полный объем движений головой, повороты со спины на живот ощупывание и хватание, удержание предмета в каждой руке, поднимает соску ко рту. Лепечет, выражает разные эмоции: смех, испуг, тянется к общению со взрослыми.
6 Переворачивается с живота на спину, перекладывает игрушки из рук в руки, пытается сидеть, вставать на четвереньки. Издает многосложные звуки, разнообразные эмоции, подкрепленные мимикой, предпочитает мать, высказывает не удовольствие.
7 Сидит самостоятельно, пытается ползать по-пластунски. Изучает пространство кидая, игрушки: далеко-близко, высоко-низко, говорит слоги, понимает вопрос «где?», «дай», пытается пить из чашки.
8 Сидит, встает и ходит у опоры, начинает ползать на четвереньках, хлопает в ладоши. Узнает свое имя, начало становления навыков опрятности, адекватная реакция на настроение взрослых.
9 Активно ползает, встает и ходит у опоры, сам держит печенье, бутылочку, четкий пинцетный захват. Знает имена окружающих, подражает звукам, спокойно относится к высаживанию на горшок.
10 Начало пристопочной ходьбы, стоит, пытается ходить. Эмоционально-речевой контакт со взрослыми, сосредоточение во время еды, самостоятельно играет, действия по просьбе.
11 Стоит, пытается самостоятельно ходить, щипцовый захват предметов. Узнает игрушки по рисунку, понимает словесные инструкции, пьет из чашки , просьба еды при голоде, говорит отдельные слова. Адекватные ситуационные эмоции.
12 Самостоятельно ходит, приседает, выполняет просьбы (дай, принеси). Узнает изображения в книгах. Запас 6-8 слов. Привыкает к определенным людям, понимает обращенную речь.

Помните, что посещать поликлинику с малышами обязательно нужно в «день здорового ребенка». В этот день на прием записывают только здоровых малышей, чтобы они в коридоре не «поймали» инфекцию.
Ребенок перед вакцинацией должен быть обследован — пройти полноценную консультацию невролога, сдать общий анализ крови и мочи.
Ребенку с неврологическими отклонениями лучше прививаться по индивидуальному календарю.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях

Назад к списку статей