¬ этом разделе вы найдете много интересной и полезной информации
по интересующему направлению и получите практические советы. Ќаши врачи-специалисты
подготовили материалы, а мы собрали их в одну библиотеку.

ћамин дозор

–азвитие малыша до года: на что обращать внимание?
¬ последние годы значительно возросло количество детей с перинатальными поражени€ми нервной системы. ѕо некоторым данным число их достигает 50 и более процентов! „исло малышей, страдающих в процессе родовой де€тельности, не поддаетс€ четкой статистике.

ѕеринатальные гипоксические поражени€ центральной нервной системы обуславливают высокий процент неврологических расстройств — от легких функциональных нарушений до выраженных, инвалидизирующих детей состо€ний: ƒ÷ѕ, эпилепси€, олигофрени€ и др.
—ледует отметить, что нервна€ система ребенка очень пластична и многие нарушени€ могут быть скомпенсированы. »х своевременна€ коррекци€ помогает избежать т€желых последствий, а в большинстве случаев добитьс€ полной компенсации состо€ни€. »менно с этой целью дети первого года жизни осматриваютс€ врачом-неврологом 3-4 раза и более.


—разу после рождени€

Ќеобходимо об€зательное обращение к неврологу с ребенком, если у мамы было т€желое течение беременности и родов, преждевременные роды, рождение ребенка с задержкой внутриутробного развити€ (малый вес), дети с изменени€ми на нейросонографии.
ѕо результатам осмотра врач-невролог даст объ€снение имеющимс€ отклонени€м, механизмам их возникновени€ и обсудит с мамой возможности лечени€. ќбычно лечение носит поэтапный характер: лекарства, физиотерапи€, массаж и лечебна€ физкультура. ¬есь процесс может потребовать несколько мес€цев лечени€ и реабилитации, что требует от мамы терпени€, усерди€ и трудолюби€. Ќо результатом станет излечение или достижение хорошей компенсации заболевани€.


 огда кроха растет

–ебенок первого года жизни не только быстро растет, но и быстро развиваетс€. —ледить за развитием крохи — огромное удовольствие!  аждый день вы будете замечать что-то новое. ѕоэтому важно знать, в какой степени это развитие соответствует или не соответствует данному возрастному периоду. ј дл€ этого необходимо иметь представление об основных возрастных нормах психомоторного развити€ ребенка первого года жизни. »ногда небольшие отклонени€ от нормы допустимы, особенно если ребенок родилс€ раньше срока или болел чем-либо. ¬ажно, чтобы это отставание не увеличивалось. ≈ще больше должно насторожить маму, если малыш начинает тер€ть приобретенные навыки, так как это может говорить о том или ином дегенеративном заболевании нервной системы. ¬аши наблюдени€ и рассказ о них врачу-неврологу и педиатру, своевременное посещение специалистов помогут предотвратить заболевани€ нервной системы у ребенка или воврем€ приступить к их лечению, чтобы избежать т€желых последствий. Ќ


Ќевролог и вакцинаци€

’очу обратить внимание мам на более внимательное отношение к прививкам у детей с неврологическими заболевани€ми. Ќеобходимо помнить, что вопрос о вакцинации решает врач-педиатр на основании осмотра ребенка, лабораторного обследовани€ и заключени€ узких специалистов. ¬ыгодным €вл€етс€ сочетание двух специальностей у одного доктора: педиатри€ и неврологи€. Ёто позвол€ет оценить неврологический статус и выбрать наиболее оптимальную дл€ малыша схему вакцинации.
–ебенку с неврологическими отклонени€ми лучше прививатьс€ по индивидуальному календарю. ѕри таком подходе все прививки провод€тс€ в соответствии с состо€нием здоровь€ ребенка. “ребуетс€ обсудить с врачом подготовку к вакцинации с учетом индивидуальных особенностей малыша.
Ќе все неврологические заболевани€ €вл€ютс€ поводом дл€ того, чтобы отказатьс€ от прививок или изменить график вакцинации. «аболевани€ легкой формы и состо€ни€ в стадии компенсации позвол€ют прививатьс€ в стандартные сроки. ¬ажно обратитьс€ к грамотному специалисту, который сможет определить — что будет лучше именно ¬ашему малышу.
 огда определен график вакцинации, остаетс€ лишь вместе с доктором выбрать наиболее безопасную вакцину. —ейчас в нашем распор€жении имеютс€ безопасные вакцины, позвол€ющие воврем€ привить ребенка и защитить его от опасных инфекций. ≈сли у ребенка вы€влена неврологическа€ патологи€, то стоит заменить вакцину ј ƒ— на облегченный импортный аналог. »звестно, что порой цельноклеточный коклюшный компонент ј ƒ— может вызвать серьезные поствакцинальные реакции и спровоцировать обострение неврологического заболевани€. ¬акцинаци€ детей импортными аналогами безопасна, так как вход€щий в их состав коклюшный компонент облегчен. ѕомочь выбрать оптимальный аналог этой вакцины сможет педиатр, ориентиру€сь на рекомендации невролога, а лучше — педиатр-невролог.
Ѕлагодар€ отказу мам от вакцинации сейчас сложилась сложна€ эпидемическа€ обстановка: отмечаютс€ вспышки коклюша, кори, полиомиелита. »менно поэтому, даже если у малыша есть какие-то неврологические отклонени€, лучше не откладывать вакцинацию. –ебенку с заболеванием нервной системы значительнее опаснее заболеть этими инфекци€ми, нежели столкнутьс€ с поствакцинальными реакци€ми. —воевременна€ консультаци€ грамотного специалиста и своевременна€ вакцинаци€ позвол€т оградить ¬ашего ребенка и от опасных инфекций, и от осложнений вакцинации.


„то делать?

¬ р€де клиник есть возможность в комфортных услови€х пройти полный комплекс обследовани€ за минимальное врем€. ѕосле консультации невролога при необходимости можно пройти нейросонографию на оборудовании высокого класса и осмотр глазного дна окулистом. — результатами обследований можно сразу же получить рекомендации врача-невролога.
¬ажно воврем€ обратить внимание на отклонени€ в развитии малыша и прин€ть необходимые меры. Ќервна€ система имеет особенность в своем восстановлении — при позднем обращении ее восстановление может быть неполным. ќбратитесь к врачу как можно раньше — и ¬ы сможете предотвратить развитие заболеваний нервной системы ребенка и вырастить своего кроху здоровым и счастливым!


ѕлан обследовани€

–ебенку до года с неврологической симптоматикой часто назначаетс€ дополнительное обследование: нейросонографи€ и осмотр глазного дна окулистом.
Ќейросонографи€ — это безопасное ультразвуковое исследование, которое проводитс€ через большой родничок и позвол€ет увидеть головной мозг ребенка и оценить степень и характер повреждени€: аномалии развити€ головного мозга, кровоизли€ни€ в мозг, нарушение кровообращени€, наличие повышенного внутричерепного давлени€.
ќсмотр глазного дна позвол€ет оценить состо€ние мозгового кровообращени€, состо€ние зрительного нерва, наличие внутричерепного давлени€. ќбразно говор€, глазное дно — это «зеркало состо€ни€ головного мозга».


“ревожные симптомы

»так, ¬ашему малышу нет еще и года? ¬ы любите его и заботитесь о нем, занимаетесь с ним и, конечно, внимательно за ним наблюдаете? Ќа что же нужно обратить внимание и что должно вас насторожить и заставить Ќ≈ћ≈ƒЋ≈ЌЌќ обратитьс€ к детскому неврологу:
ќсновные периоды психомоторного развити€ ребенка по мес€цам до 1 года
¬озраст, мес€цы ƒвижени€ ћыслительна€, эмоционально-речева€ сфера
1 Ћежа на животе поднимает подбородок. ‘окусирует взгл€д на лице мамы, папы, недолго следит за €ркими предметами, прислушиваетс€, улыбаетс€, реагирует на звук
2 Ћежа на животе поднимает голову, хорошо держит ее в вертикальном положении. –еагирует на знакомый звук погремушки, мелодии, прислушиваетс€, начинает гулить, например, «јгу».
3 Ћежа на животе поднимаетс€ на предплечь€, держит голову, поворачиваетс€ на бок. ќткрывает руки, т€нетс€ к игрушкам, изучает лица близких, певуче гулит, «комплекс оживлени€» на образ и голос, испуг, хныканье.
4 ѕереворачиваетс€ со спины на живот, хватает и удерживает игрушку всей кистью. ”знает близких, «комплекс оживлени€» на маму, громко смеетс€.
5 ѕолный объем движений головой, повороты со спины на живот ощупывание и хватание, удержание предмета в каждой руке, поднимает соску ко рту. Ћепечет, выражает разные эмоции: смех, испуг, т€нетс€ к общению со взрослыми.
6 ѕереворачиваетс€ с живота на спину, перекладывает игрушки из рук в руки, пытаетс€ сидеть, вставать на четвереньки. »здает многосложные звуки, разнообразные эмоции, подкрепленные мимикой, предпочитает мать, высказывает не удовольствие.
7 —идит самосто€тельно, пытаетс€ ползать по-пластунски. »зучает пространство кида€, игрушки: далеко-близко, высоко-низко, говорит слоги, понимает вопрос «где?», «дай», пытаетс€ пить из чашки.
8 —идит, встает и ходит у опоры, начинает ползать на четвереньках, хлопает в ладоши. ”знает свое им€, начало становлени€ навыков опр€тности, адекватна€ реакци€ на настроение взрослых.
9 јктивно ползает, встает и ходит у опоры, сам держит печенье, бутылочку, четкий пинцетный захват. «нает имена окружающих, подражает звукам, спокойно относитс€ к высаживанию на горшок.
10 Ќачало пристопочной ходьбы, стоит, пытаетс€ ходить. Ёмоционально-речевой контакт со взрослыми, сосредоточение во врем€ еды, самосто€тельно играет, действи€ по просьбе.
11 —тоит, пытаетс€ самосто€тельно ходить, щипцовый захват предметов. ”знает игрушки по рисунку, понимает словесные инструкции, пьет из чашки , просьба еды при голоде, говорит отдельные слова. јдекватные ситуационные эмоции.
12 —амосто€тельно ходит, приседает, выполн€ет просьбы (дай, принеси). ”знает изображени€ в книгах. «апас 6-8 слов. ѕривыкает к определенным люд€м, понимает обращенную речь.


ѕомните, что посещать поликлинику с малышами об€зательно нужно в «день здорового ребенка». ¬ этот день на прием записывают только здоровых малышей, чтобы они в коридоре не «поймали» инфекцию.
–ебенок перед вакцинацией должен быть обследован — пройти полноценную консультацию невролога, сдать общий анализ крови и мочи.
–ебенку с неврологическими отклонени€ми лучше прививатьс€ по индивидуальному календарю.

јвтор:

’абибуллина «ульфи€  абировна

¬рач педиатр, невролог, врач высшей категории. Ќаталь€ јвдеева, врач-педиатр высшей каиегории



¬озврат к списку

Ѕиблиотека

јкции

ќтзывы

»нформаци€

√алере€

 онтакты