Услуги
«Выкидыш» — страшное слово для любой беременной женщины, особенно для той, у которой это уже не первая попытка стать мамой. Многие многократно проходят через горе потери, кто-то отчаивается… А ведь чаще всего, при грамотном обследовании и верной диагностике, женщине можно помочь выносить и родить здорового малыша. О том, что может служить причиной потери беременности на поздних сроках и как этого можно избежать, мы поговорили с акушером-гинекологом, гематологом клиники «9 месяцев», врачом высшей категории Головановой Светланой Юнадьевной.
— Светлана Юнадьевна, как часто у женщин происходит самопроизвольное прерывание беременности?
— Частота самопроизвольных выкидышей составляет 10-20 % от всех желанных беременностей. Это официальная статистика. В реальности же процент еще выше, и, к сожалению, он только растет.
— В чем причина такого большого количества выкидышей?
— Чаще всего это происходит вследствие хромосомных аномалий эмбриона. Это естественный отбор, благодаря которому природа оберегает человечество от рождения больных детей. Как правило, прерывание такой беременности происходит в первом триместре. Другое дело, если выкидыш происходит на более позднем сроке. Вероятность, что здесь задействована генетика, слишком мала. При отсутствии должного обследования рискповторения ситуации очень высок. Обследование необходимо также тем, у кого произошло 2 и более выкидыша в 1-м триместре. Такое невынашивание называется привычным и составляет 2-5% от общего числа беременностей.
— Сложно говорить о каком-то одном факторе, чаще всего это совокупность нескольких причин, которые в сумме своего воздействия на беременность приводят к неудачному ее завершению. Однако диагностический поиск часто начинается с обследования именно на инфекции. А иногда, к сожалению, только этим и ограничивается. На самом же деле инфекции при привычном невынашивании какой-то особой роли не играют. Основным фактором, особенно часто приводящим к повторным неудачам, является патологическое тромбообразование в организме женщины. При таком состоянии кровь к ребенку поступает в недостаточном для его развития количестве, что приводит к его страданию и, возможно, гибели.
— Чаще всего причиной такого состояния являются циркулирующие в крови антифосфолипидные антитела. Они способны повреждать стенку кровеносных сосудов и вызывать в этих местах образование тромбов. Тромбы могут образовываться в любом месте, но чаще всего страдает хорион/ плацента, то есть та площадка, через которую осуществляется питание ребенка. Некоторые антитела к фосфолипидам способны повреждать и сами клетки плаценты, что усугубляет состояние. Антифосфолипидный синдром (АФС) — приобретенная тромбофилия, поэтому может возникнуть абсолютно у каждого.
— Точной связи с каким-то определенным фактором не установлено. Возможно, играют роль наследственная предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям, вирусные инфекции…
— Чтобы максимально снизить риск осложнений беременности, я всем своим пациенткам, помимо общепринятых анализов, рекомендую сдавать гемостазиограмму и гомоцистеин.
— При постановке диагноза мы, врачи, к сожалению, являемся заложниками адекватности тест-систем, способных улавливать присутствие данного синдрома. Простым языком, если реактивы в лаборатории используются чувствительные, которые «видят» АФС, то диагноз будет поставлен правильно, женщина будет получать необходимое ей лечение, и мы получим желанный результат — рождение нового человечка. Если реактивы не подтвердят АФС, то женщина будет лечиться от какой-то иной и, скорее всего, несуществующей проблемы.
Гулия, 29 лет, Азнакаево
«Первая беременность наступила сразу. Никаких обследований перед беременностью не делала. На учет встала только к 20-й неделе. Всю беременность чувствовала себя хорошо, работала, токсикоза не было. На 27-й неделе неожиданно почувствовала себя очень плохо, закружилась голова, появилась тяжесть в затылке. Мне посоветовали померить давление — было 190/110! У меня обычно давление 100/70!
Меня тут же положили в больницу, капали магнезию, давали допегит, но давление держалось, а потом прекратились шевеления, ребенок умер. Стала обследоваться, сдавала анализы на инфекции. Нашли цитомегаловирус в крови, назначили противовирусные препараты и препараты для повышения иммунитета. Сказали, что причина в этом вирусе.
Вторая беременность тоже наступила быстро. На учет я встала с самого начала, сдавала все анализы, которые назначали, регулярно измеряла давление. Чувствовала себя хорошо, на сохранении лежала 2 раза, угрозы не было. На всякий случай делали капельницы с актовегином, витаминами. На 29-й неделе ситуация повторилась… Меня проверили на инфекции — нашли уреаплазму. Лечились вместе с мужем. Назначили йод и фолиевую кислоту перед беременностью. Ходила к терапевту, делали ЭКГ, УЗИ сердца — ничего не нашли. Терапевт посоветовала пить пустырник.
Третья беременность наступила через 2 года. Давление начало подниматься с 25-й недели, ребенок умер на 28-й.
Поехала в Казань. Мне назначили анализы, о которых я слышала впервые. Выявился АФС. Принимала назначенные препараты месяца два, потом меня проверили и разрешили беременеть. Забеременела через месяц. Пила таблетки, делала уколы фраксипарина в живот.
Сдавала гемостазиограмму. За беременность давление повысилось всего один раз на 25-й неделе до 140/90. 6 февраля этого года я родила девочку, 3 кг, 51 см. Чувствую себя хорошо. Я очень счастлива!»
Зиля, 31 год, Буинск
«Первая беременность перестала развиваться на 6-й неделе. Я не могла поверить, что это происходит со мной. Муж так хотел ребенка! Мы обследовались, сдали анализы на все инфекции, УЗИ. Все было в порядке. Муж перестал курить, готовились к беременности. Не могли решиться год. Когда беременность наступила, я перестала ходить на работу, чтобы не подхватить инфекцию. На 12-й неделе сделала УЗИ, и нам дали фотографию ребенка… Мы были на седьмом небе от счастья! Но на 5-м месяце беременность прервалась — сошли воды. Нашему браку было 3 года. У всех друзей уже детишки бегали. Мы не могли понять, что с нами-то не так!
Я долго приходила в себя. Вначале думала, что буду заниматься карьерой. Но потом решили с мужем обследоваться. Мне поставили диагноз: „АФС, аутоиммунный тиреоидит, гипотиреоз“. Всю следующую беременность я делала специальные уколы для разжижения крови, принимала препараты для щитовидной железы. Также мне назначали иммунные препараты и в таблетках, и в капельницах. Беременность протекала в основном хорошо, только в 3-м триместре часто был гипертонус матки. Делали капельницы с магнезией, пила но-шпу. Роды были в срок, родился мальчик, 4 кг! Ему уже год… Я готовлюсь к новой беременности, и мне не страшно».
Автор:
Голованова Светлана Юнадьевна
Акушер-гинеколог, гематолог
Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях